
Медиатехнологии в образовании: медиаграмотность и медиабезопасность
В современном, динамично и стремительно развивающемся мире, понятие «образование» приняло более широкое значение, чем столетие назад и стало применимо ко всем сферам человеческой жизни. Для того, чтобы раскрыть суть данного термина обратимся к первоисточнику - Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации". В нем сказано «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объемов и сложностей в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». 3 Воспитание и обучение, в данном случае, это процесс передачи информации (знаний, умений, навыков) от преподавателя к обучающемуся, по средствам основных возможностей человеческого восприятия. В настоящее время система образования неразрывно связана с мультимедийными технологиями. Современный процесс обучения практически невозможно себе представить без применения компьютерной техники, как средства обучения. Постоянное развитие и совершенствование средств медиа-индустрии и компьютерных обучающих технологий привело к тому, что каждого из нас со всех сторон окружает мультимедийный контент. В большом разнообразии различной информации мультимедийного содержания очень остро стоит проблема медиа-обученности и медиа-грамотности современного школьника. Понятие медиа-технологий Значение слова «медиа» (точный перевод с английского) – средство, способ, посредник, промежуточная ступень. 2 Поскольку обмен информацией - главенствующая составляющая образовательного процесса, то медиа-технологии, как опосредующее звено педагогической деятельности, являются одним из способов коммуникации. Под медиа-технологиями принято понимать совокупность технологий создания, передачи и распространения различных видов данных (медиаданные), содержащих текстовую, звуковую, визуальную информацию. Графики, тексты, таблицы, картинки, схемы, анимации, видео, звуковые файлы – все это медиаданные. Продукт, получаемый на основе этих данных – книги, справочники, газеты и журналы, радио и телевидение, интернет-ресурсы и кинематограф… Проблемные места мультимедиа в образовании В связи с постоянным развитием и совершенствованием сети Интернет, вокруг человека появляется огромное количество информации. Не вся информация соответствует действительности, некоторая вредоносна и потенциально опасна. Обычному пользователю, без определенных навыков и знаний очень сложно ориентироваться и выбирать правильные источники информации, грамотно с ней работать. Широкое применение медийных технологий в системе образования, под контролем преподавателя, улучшает процесс обучения, является средством увеличения наглядности процесса образования и вовлечения в него детей, однако, когда ребенок остается один на один с контентом различной тематики, например, при подготовке домашнего задания, доклада или вообще при поиске интересующей информации, очень сложно осуществить правильный выбор и определить достоверность источников. Технический прогресс шагнул далеко вперед, но в системе общего школьного образования до сих пор преподавание уроков информатики осуществляется по старым лекалам, когда на первом месте при взаимодействии с персональным компьютером были алгоритмика и программирование. В современных реалиях, при очень сильно развитых компьютерных сетях, на первое место выходит поиск и обработка информации, создание и редактирование мультимедийного контента, в уже спрограммированных графических оболочках программного обеспечения. В учебных пособиях по информатике этой теме уделено крайне мало внимания. Программирование и алгоритмика, изучаемые на уроках информатики в том объеме, в котором они представлены сейчас, в будущем потребуется лишь только малой части школьников, которые свяжут свою деятельность с профессиональным программированием. Основная масса будет работать с компьютером на уровне пользователя. И главная задача школы здесь - дать именно базовые знания и умения, которые необходимы в первую очередь пользователю, а не будущему программисту. Современный школьник волей - неволей вовлечен в компьютерную мультимедийную индустрию, он готовит презентации, пишет доклады, разрабатывает всевозможные мультимедийные ролики. Невозможно представить воспитательный процесс и школьную внеурочную жизнь без средств медиа. Большую часть школьников - эта же работа ожидает в будущем, при поступлении в высшие учебные заведения, на рабочих местах, в повседневной жизни. Еще немаловажным является и то, что информация порой вредоносная, способна травмировать психику, пошатнуть мировоззрение ребенка, как формирующейся личности. Всевозможные социальные сети, сайты с запрещенным контентом, антипатриотические движения, секты. Все это в определенном сочетании может нанести непоправимый вред неокрепшей психике ребенка. Известно множество случаев о вовлечении детей во всякие радикальные движения посредствам масс-медиа, вплоть до склонения к попыткам суицида. Исходя из вышесказанного, формируются две основные проблемы медиаобученности и медиаграмотности современного школьника: 1. умение грамотно оперировать информацией – Интернет-безопасность 2. умение работать с мультимедийным контентом, грамотно и красиво собирать, сочетать гармоничные композиции. Именно этих двух аспектов обучения так не хватает современному школьнику на уроках информационных технологий, информатики и ИКТ. Методика решения проблемной ситуации Решение рассмотренной выше проблемы видится во внедрении в сетку расписания новых уроков, которые будут направлены на повышение уровня медиаграмотности и помогут сформировать у школьников базовые принципы безопасного использования контента, фундамент мировоззрения в отношении информации в сети Интернет и по поводу работы с медиаданными. 1 Конечно, при современной загруженности школьника и его сетке расписания, очень сложно вписать дополнительные занятия в урочную деятельность, поэтому возможно внедрение внеурочной деятельности с таким направлением. Еще одним вариантом решения данной проблемы может являться внедрение модулей медиаграмотности и медиаобученности в систему образования на уроках информатики. В современной школе, в предметной области информатика существуют два основных предмета - это информатика и информационные технологии. Для школ нормативами ФГОС предусмотрены, например, модули 3d-моделирования в информатике, изучение БПЛА в информационных технологиях, которые из-за недостатков материально-технической базы и отсутствия должной подготовки педагогического состава не является исполнимыми. Углубленное изучение системы счисления, алгоритмики и программирования на уроках базовой информатики в общеобразовательных классах, в ущерб изучения информационной безопасности и грамотности использования контента, методиками работы с мультимедийными системами, подталкивает к тому, что необходимо введение модулей медиаобразования при сокращении часов других модулей базовой программы. Основными модули такого направления могут быть: • информационная безопасность и достоверность информации. • средства создания и обработки мультимедийного контента. • принципы работы интернет-технологий и сетевых ресурсов. • базовые принципы композиции и дизайна в мультимедиа. Заключение Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукопись и Интернет). Сегодня медиа -комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. 4 Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и др.), активизации знаний. Сегодня медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание. Масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительскую функцию, но и в значительной степени способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияния на восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его установки и модели поведения. Систему образования сегодня невозможно помыслить без компьютерных мультимедийных технологий. Но как любой высокотехнологичный инструмент в определенных руках, с определенными целями, эти технологии могут как приносить пользу и развивать, так и подвергать опасности и вредить. Поэтому, кроме простого применения коммуникационных технологий в обучении, в учебном процессе, необходимо развивать грамотность пользователей, прививать знания, умения и навыки безопасного серфинга медиа-коммуникаций и сети Интернет. Ведь воспитание психологически здорового, грамотного пользователя и есть стратегическая задача предметной области Информатика. Использованная литература 1. Баранов. О.А. Медиаобразование в школе и в ВУЗе; Изд: Твер.гос.ун-та, 2002. УДК 371.68+371.3. – URL: https://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_579644df61464d6ae5d89a6d871fe6e3 (дата обращения 16.12.2023). 2. Дмитриев. Д.В. Толковый словарь русского языка; Изд: Астрель АСТ, 2003. ISBN 5-271-05996-0. – URL: https://reallib.org/reader?file=671102 (дата обращения 15.12.2023). 3. Российская Федерация. Федеральный закон Об Образовании в РФ; Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. 273-ФЗ. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.12.2023). 4. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для ВУЗов: Изд.: Кучма; М.; 2004 – URL: https://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_eeb1101786a4523d0a2cdb2f01e962a0 (дата обращения 17.12.2023).