
Участники научно-технологической программы «Большие вызовы» в Образовательном центре «Сириус» работают над созданием прототипа системы поведенческой биометрии.
Система сможет проанализировать движения и мимику человека и сообщить банковским сотрудникам о том, что, возможно, мошенник использует психологическое воздействие на него с помощью методов социальной инженерии. Работа ведется в рамках направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение».
По данным Банка России, в 2021 году ущерб от подобных преступных действий составил 13,5 млрд рублей. Основным инструментом злоумышленников остается использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие мошенникам совершить хищение. Бороться с этим можно с помощью повышения финансовой грамотности населения. Новые технологии также могут помочь и своевременно оповестить потребителя финансовых услуг о выявленных рисках телефонного мошенничества.
В настоящее время биометрия повсеместно применяется для идентификации личности человека и авторизации действий, например, большинство смартфонов поддерживают авторизацию доступа по лицу или отпечаткам пальцев. На финансовом рынке данную технологию используют для идентификации личности клиента в офисе финансовой организации или для авторизации личности при предоставлении услуги оплаты покупок – биоэквайринге.
Банк России и НПК «Атроник» совместно с командой школьников «Сириуса» реализуют уникальный исследовательский проект, который не имеет аналогов. Его цель – проанализировать поведение посетителя в отделении банка или у банкомата, чтобы определить уровень стресса. В перспективе такой проект может помочь уберечь людей от телефонных мошенников, которые путем уговоров и запугивания пытаются завладеть чужими средствами.