Сетевое издание: "ЮИНФ МЕДИА". 12+
Регистрационный номер: Эл №ФС 77 - 82432
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Учитель-Инфо"
Главный редактор: Турянская С.Р.

Н

аука

овости

К

ультура

оторые

И

скусство

нтересны

Актуальные новости
Пётр Фёдорович Каптерев - биография
Образование
Дата добавления: 18.07.2022

Пётр Фёдорович Каптерев - биография


19 июля 1849 года в селе Клёново родился Пётр Фёдорович Каптерев, российский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии.

После окончания Московской духовной академии был назначен преподавателем психологии, дидактики, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии. Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений. Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. Придавал большое значение семейному воспитанию, считал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Издавал «Энциклопедию семейного воспитания».

Задача воспитания в школьном возрасте – приучать к умственному труду, обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. П. Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе ещё вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Вместе с тем П. Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Педагогический процесс заключается в индивидуализации обучения и воспитания.

П. Ф. Каптерев завершил начатую ещё Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским переориентацию отечественной педагогики на человека и представил в «Дидактических очерках. Теория образования» (1915) русскую педагогику как стройную научную систему (за первое, 1885 года, издание «Дидактических очерков» Петербургский комитет грамотности присудил её автору золотую медаль). Педагогика в России стала наукой. Каптерев одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования.

Каптерев писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей.

После революции его взгляды были оценены как «чуждые».

 

295